Дмитриевская родительская суббота: традиции и запреты этого дня

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти (26 октября / 8 ноября). Установлена после . Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

История установления

Димитриевская суббота установлена великим князем . Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. , игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – . Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Традиции

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на и субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц ), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в , но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Дмитровская родительская суббота или осеннее поминовение усопших в РПЦ приходится в 2014 году на 1 ноября. В прошлом году этот день праздновался 2 ноября и совпадал с католическим поминовением.

День осеннего поминовения усопших существует у всех народов, только он по-разному называется и приходится на разные даты. В католичестве поминовение происходит только раз в году, но всегда второго ноября, на другой день после .

В России существует несколько дней поминовения: весенние (три родительских дня в начале , Троицкая родительская суббота) и осеннее - Дмитровская родительская суббота. Последняя была установлена не так давно: в постоянную богослужебную практику она вошла только в конце XIX века, а окончательно установлена указом Государь Императора в 1903 году.

История рассказывает, что Дмитрий Донской после кровопролитной Куликовской битвы пришел к Сергию Радонежскому, благословившему его на этот бой, и заказал панихиду по всем погибшим в битве воинам. И повелел также ежегодно служить панихиду по убиенным в субботу, которая предшествует дню его ангела-хранителя - воина Дмитрия Солунского. Потом этот день стал праздником поминовения не только воинов, но и всех верных.

Павел Рыженко. Поле Куликово

В Белоруссии, на Украине и в районах, которые к ним прилегают, день поминания усопших называется Дедами (Дзядами или Днями предков). Осенние Деды, в отличие от весенних, празднуются не на кладбище, а в доме, и не один день, а два: в пятницу и субботу.

Первый день – постный и собственно называется Дедами, поскольку в этот день ждали прихода мужских душ, второй - суббота – скоромный, и называется Бабами, в который приходят женские души. Осенний праздник Дедов по государственному календарю Белоруссии отмечается 2 ноября.

По церковному календарю может отмечаться в разных местах и в Дмитровскую родительскую субботу, в субботу перед днем Космы и Дамиана (четырнадцатого ноября) или в субботу перед днем архангела Михаила (двадцать первого ноября). В разных местах - по-разному, но чаще всего Деды празднуются все-таки в Дмитровскую субботу.

С этим днем в Белоруссии связаны особые обычаи и ритуалы, в отличие, например, от России, где больше почитается поминовение в Радуницу и Троицу. Праздник считается семейным, как Новый год. На него стараются приехать все родственники.

Поминовение усопших. Деды

В этот день запрещалось что-либо делать, кроме приготовления еды, запрещалось также исполнение супружеских обязанностей во избежание зачатия (ребенок мог, по поверьям, родиться убогим). Словом, существовали такие же запреты, как и на Великого поста.

Существует обычай на Дедов чисто убираться в доме, стол застилать новой скатертью и топить баню, а в конце помывки оставлять воду, новый веник и чистое полотенце для душ, которые тоже захотят помыться. Праздновать начинали в пятницу вечером: тогда зажигался огонь в печи, а глава семьи затеплял застольную свечу и читал молитву.

Наступало время угощения предков. На стол клали больше ложек, чем было в доме живых, в расчете на души усопших предков. Количество блюд, которые подаются в эти дни на стол, должно быть строго нечетным или строго четным – в разных местах по-разному, но обязательно в их число должны входить поминальная кутья и блины.

После молитвы еще некоторое время все стоят, ожидая, когда насытятся пришедшие души. Только потом рассаживались за стол и живые. Трапеза проходила в тишине, как поминки. Существовал запрет есть вилками и ножами (только ложками) и резать хлеб (только ломать).

На стол ставились специальная чарка и блюдо - для вина и еды усопших: дедовская миска и дедовская чарка. В них каждый отливал часть своего вина и клал часть своей еды. Дверь оставляли открытой на случай прихода новых душ.

За трапезой говорили только о предках, вспоминали их дела и случаи из жизни, которыми гордились наследники рода. Потом наступало время гаданий и веселья, которое показывало предкам, что род живет и процветает, все идет по-прежнему и жизнь продолжается.

Стол часто оставляли на ночь не убранным, чтобы запоздавшие души могли угоститься. После застолья хозяин провожал души усопших, окропляя святой водой вокруг стола и пол до самой двери.

Существовали поверья и предсказания погоды на Пасху: если на Димитрия снега нет, значит и Пасха будет теплая и бесснежная, если Димитрий со снегом, то и Пасха будет холодная. У нас снега нет, а Пасха в следующем году будет двенадцатого апреля и все может быть: и снег, и тепло. Будем ждать – по приметам – тепло.

Римская церковь отмечает осенний день памяти усопших в основном походом на кладбище, как происходит в православии в Радуницу, с теми же обычаями: свечи, цветы, яства...

И совсем по-иному проходит День памяти Мертвых в Мексике и других странах Северной Америки. Празднуют его тоже два дня - 1 и 2 ноября, но празднуют очень весело, по-карнавальному. Гуляния начинаются уже с вечера 31 октября, а подготовка к ним - и вовсе за три–четыре месяца.

Традиция празднования мексиканского Дня Мертвых интересна тем, что здесь смерть не является символом трагедии и чего-то страшного. Наоборот, смерть – это продолжение жизни. Они с полным правом могут сказать словами Иисуса: «Смерти нет!».

Мексиканский праздник Смерти выливается в городах и селах в карнавальные шествия на кладбищах или площадях. Кладбища в эти дни становятся самыми многолюдными местами: свечи, украшенные могилы, маски, черепа, алтари, музыка, песни, вино, еда, хлеб, специально испеченный к этому дню....

Калавера Катрина

У праздника есть свои символы и обязательные атрибуты. Это калавера (череп), чаще всего сахарная, приготовленная по особому рецепту. Она является украшением символических алтарей, прилавков магазиной, домов и квартир. Калавера такой же традиционный символ праздника поминовения, как тыква - .

Второй обязательный символ - красавица Калавера Катрина. Щеголиха и дама из светского общества с черепом вместо головы. Ее образ впервые появился в 1913 году, созданный мексиканским печатником Хосе Гуадалупе Посада.

День Мертвых в Мексике – это день веселья, радости, воспоминаний и повод напомнить, что смерть – это не конец и нет повода для грусти. День Мертвых - праздник, в котором нет места скорби и печали, есть память о смерти, но она – не враг. В том мире калаки (скелеты) тоже танцуют, радуются, играют и не печалятся о своей смерти.

Смерть – радостное событие, это Пасха, если возвращаться к христианским корням, это центр жизни, момент, когда происходит рождение в жизнь Вечную, и потому ее сопровождают блистающие белые одежды, а не черное траурное облачение.

Помянем в Дмитровскую субботу, кто как сможет, всех наших усопших родных и близких, матерей и отцов, сестер и братьев, знакомых и друзей. Вечная им память…

Подходит старушка, приехала в собор из деревни: – Батюшка, вот сестра-покойница что-то нехорошо снится… Это к чему, молиться за упокой надо? – Надо, матушка… – Спаси Господи… Надо приехать на нояберьские, помянуть сестру-то…

– поминальная суббота перед днем памяти великомученика (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская…

Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)

Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.

И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…

Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).

Коли мы сами христиане – это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.

Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и – в отличие от нашего с вами суда –милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Заупокойная служба. Поют по крюкам.
Или голоса так свежи, или это
Умерший так стремительно уходит,
Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
Шевелит листы старинной книги,
Пылают над строками, летят киноварные невмы
За умершим вслед.
Пение напряжённо тянется, пока может
Поддерживать душу, уходящую ввысь
Ступенями мытарств. И вот – дальше стоп.
Предел. Тончают,
Глохнут нёбные кратиматы.

Мы – дети, а взрослые – наши умершие.
Мы в их прошлом живём.
Никому не вернуться в детство.
То-то я замечаю,
Насколько наш мир мал, прост, шаток,
Ярок, аляповат – манеж для игр
При постоялом дворе! Особенно
В сравнении с тобой, живой смертный голос,
В следовании за умершим сам истаять готовый,
Ветреною весной в часовне поющий
Славу незнаемому, отчаянно чаемому
Превечному Богу.

Вы прочитали статью Димитриевская родительская суббота в 2017 году . Читайте также.

В последнюю субботу перед 8 ноября, Днём памяти великомученика Димитрия Солунского, — у православных принято поминать усопших родственников.

В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери (4 ноября).

Мы решили выяснить, какие традиции стоит соблюдать в этот день.

Дмитриевская суббота — это последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.

История праздника — Дмитриевская родительская суббота

Традиция поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, после чего князь Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Тризна — это часть языческого погребального обряда у восточных славян, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».

Традиции, или что надо сделать в этот день

С начала XX века Дмитровскую субботу праздновали весьма торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.

В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим. В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались «дедами», а в субботу скоромными и назывались «бабами». Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец.

На Дмитриевскую субботу было принято печь обрядовые пироги, относить их на могилы и оставлять для душ усопших.

В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойников, причем различные по форме для мужчин и для женщин.

Как и любой поминальный день, Дмитровская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами. В народных традиция Дмитровской субботы запечатлелись и бывшие дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, помимо церковных заупокойных молитв, накануне субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для усопших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб празднования в этот день на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций — языческого праздника предков и христианского дня поминовения усопших.

В современной традиции в этот день православные сначала посещают службу в церкви, а затем отправляются на могилы умерших, где поминают усопших.

Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый Парастас — поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра происходит заупокойная литургия с панихидой. Как пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.

Отметим, Димитриевская суббота — последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года.

История Дмитриевской субботы достаточно неоднозначна - с одной стороны каждый православный христианин вам скажет, что этот день имеет только православные корни, но историки отметят, что Дмитриева суббота связана также и с языческим прошлым славян. Что ж, сейчас мы постараемся "расставить все по полкам" и подробней разобраться в этом вопросе.

По официальной версии, Дмитриевская родительская суббота установлена в честь воинов, которые пали в Куликовской битве. После победы князь Дмитрий Донской предложил православной церкви каждый год справлять поминовение по павшим в этом сражении воинам. Священнослужители согласились, мотивируя это тем, что во время Куликовской битвы погибли, прежде всего, православные христиане. С течением времени Дмитриевскую субботу отмечали в честь всех воинов, которые когда-либо погибли за русские земли, а затем и вовсе Дмитриевская суббота стала днем поминания всех усопших.

Но, по мнению историков, Дмитриев день имеет более глубокие, языческие, корни. Он приурочен к середине осени, когда наши далекие предки почитали своих умерших пращуров. Вряд ли мы узнаем, чья версия более верна, так что давайте просто узнаем, какие традиции и обычаи существуют у славянских народов и как рекомендует проводить этот день православная церковь.

Славянские обычаи в Дмитриевскую субботу

Дмитриевская суббота у наших далеких предков была днем перехода от осени к зиме. Поэтому, если после праздника Покрова оставались незаконченные дела, то к этому дню старались все закончить и завершить подготовку к суровым морозам.

Славяне называли этот день Осенние Деды или Дедова суббота . Как и в другие поминальные дни, женщины были заняты генеральной уборкой. Убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Что нужно было старались побелить или починить. Перед Дедовой субботой вся семья обязательно должна была вымыться, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни. Вспоминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. Хозяйки готовили традиционные славянские поминальные блюда - кутью, узвар, блины, пироги, а также любимые блюда усопших родственников.

К поминальным пирогам в этот день относились особенно, так как на столе можно было встретить их огромное разнообразие с разными начинками - с мясом, капустой, творогом и так далее. Причем форма обязательно должна быть продолговатой. Также каждая хозяйка старалась приготовить как можно больше блюд из мяса - жаркое, студень и даже ветчину можно было встретить на столах. Но вот традиционное и основное было - фаршированная свиная голова.

На стол, что в пятницу, что в субботу обязательно ставили свечи. Так считалось, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают. Ведь раньше верили, что все усопшие в этот день спускаются на землю в свои родные дома. Потому и старались собрать семью в родовых жилищах. Обязательно вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.

В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой. Затем она приглашала всех усопших родственников к столу.

На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей. Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли омыться после трапезы. В Дмитриевскую субботу обязательно помогали нищим и голодающим - давали щедрую милостыню, кормили пирогами и просили их молиться за души ушедших.

Православные традиции Дмитриевской родительской субботы

Те верующие христиане, кто четко придерживается церковных канонов, приходят на богослужение в церковь вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу в церквях совершают заупокойную Божественную литургию, после чего проводится служба общей панихиды.

Чтобы помянуть в церкви своих умерших родственников нужно приготовить заранее записки с именами усопших. В записке крупными печатными буквами необходимо написать имена тех кого следует поминать. Все имена должны быть в церковном написании и в родительном падеже. В качестве пожертвования в храм принято приносить постные продукты - хлеб, сладости, фрукты, овощи. А вот мясные изделия или алкоголь (кроме Кагора) жертвовать не положено.

В Дмитриевскую родительскую субботу все верующие христиане посещают могилы усопших родных, в храмах, церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

Утро Дмитриевской субботы необходимо начинать с посещения церкви и молитвы об упокоении душ почивших христиан. В отличии от других родительских дней, Дмитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру. Если нет возможности посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!