Вологодские кружева информация для детей. Кружевные хитросплетения в русской глубинке. Как изготавливают вологодское кружево

Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.

История вологодского кружева

("Пыльник" для плетения )

Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.

Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.

Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.

Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.

Элементы промысла

Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:

  • косынки ;
  • шарфы ;
  • платки ;
  • кофты ;
  • воротники ;
  • салфетки ;
  • перчатки и т.д.

Первые образцы вологодского кружева были сплетены из льняных нитей, отбеленных либо суровых. Впоследствии их заменили на более тонкие, хлопковые. Сегодня к ним могут добавляться примеси из синтетических нитей, которые придают кружеву эластичность.

Для нарядного и праздничного кружева в ажурные ленты вплетались нити золотистого либо серебристого цвета.

Техника выполнения

Вологодское кружево плетется также, как и классические кружевные элементы. Для их изготовления берется множество коклюшек с намотанными на них нитями. Число деревянных инструментов может достигать 60 единиц.

Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов.

Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества.

– древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно еще древним грекам и египтянам. В конце XV – начала XVI века оно получило широкое распространение на территории Европы. Италия долгое время занимала первое место в этой отрасли, но спустя какое-то время ей пришлось уступить лидерство Франции и Фландрии .

В России первые сведения о кружевах относятся к XIII в. В Ипатьевской летописи говорится о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатой одежде с изумительной отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.


Самые ранние образцы российского кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет, прежде всего, ценность драгоценных металлов , а не мастерство исполнения. Эти кружева использовали для украшения нарядов из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка . Также применяли их и для отделки церковной утвари.


При правлении Петра I мастериц кружевоплетения выписывали в Россию из-за границы. История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей – 250 кружевниц , для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре – неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».


Кружево (фрагмент)

Мода на этот промысел привела к тому, что многие жены русских дворян стали изучать приемы работы с коклюшками, и организовывали в своих усадьбах мастерские, где крепостные крестьянки плели кружево. Искусницами в этом деле прославились и женские монастыри . К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Вологда, Ростов, Галич, Калязин, Торжок, Балахна, Рязань.


Вологодское кружево - вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), распространённый в Вологодской области.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев - лен , отбеленный или суровый.


В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.


Музей кружева (Вологда). Экспозиция XX века. Кружево “Мавзолей”

Во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. Одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20-х годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.


Музей кружева (Вологда). Экспозиция XX века. Кружево “Звезда”

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Этому способствовало несколько обстоятельств: после того как отменили крепостное право у крестьян стал более свободный выбор рода занятий, повысился спрос на кружева.

Их производство приносило крестьянским семьям дополнительный доход.

Очень важным оказалось и то, что материалы нужные для плетения кружева были недороги . Мастерицам не требуется, специально оборудованного помещения. Кружевницы могли заниматься этим ремеслом в свободное от труда на земле время.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году - художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. XX века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия - дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды - воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.

В 1960 году было организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Изготовляются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников (А. А. Кораблёвой, М. А. Гусевой и др.).


Кружево “Лукоморье” (фрагмент)

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды:

– на выставке в Брюсселе 1958 году они были награждены золотой медалью кружевной вологодский занавес «Русские мотивы»;

– в 1925 году получили золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже;

– в 1937 г. на Парижской выставке им была присуждена награда Гран-При.


В 1964 г. в Вологде создали кружевное объединение «Снежинка» . Свое название оно получило по знаменитой скатерти «Снежинка» работа В.Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее.

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева . В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.


Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодском музее-заповеднике, Вологодском музее кружева, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Статья о Музее кружева в Вологде находится

То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы…
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.

Наталия Борисова

«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы рождались у вологодских мастериц. Из века в век создавалась история промысла, руками кружевниц выплеталась его судьба, его красота… Сегодня вологодское кружево не нуждается в особом представлении: его любят, им по-прежнему восхищаются. Кружевные произведения покоряют красотой ажурных переплетений, лёгким ритмичным узором, воплощением поэтических образов. Вологда была и остаётся центром кружевоплетения - «столицей русского кружева».

Для многих талантливых людей вологодская земля стала второй родиной, местом, где проявились и утвердились они как творческие личности. Одной из них была и Виктория Ельфина (1930–1998) - заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии имени И. Е. Репина. Она родилась в посёлке Кузьминки Московской области. В 1952 году закончила Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина и, получив диплом художника народных промыслов по кружевному производству, по распределению приехала на Вологодчину. С тех пор Виктория Николаевна уже не мыслила себя вне вологодского промысла, да и кружевную Вологду уже невозможно представить без произведений этого выдающего мастера.

Виктория Николаевна Ельфина (1930–1998) - Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина

К числу лучших произведений Виктории Ельфиной бесспорно относят знаменитую кружевную скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Четыре месяца трудилась Ельфина над техническим рисунком будущего кружевного изделия, да ещё два месяца 25 кружевниц выплетали небывалую по тем временам трёхметровую в диаметре льняную скатерть. А сколько узоров перебрала, сколько снежинок разглядела, прежде чем из десятков созданных рисунков выбрала один единственный, тот самый «морозный узор»?

И, действительно, скатерть эта будто соткана из множества разнообразных по рисунку снежинок. Глядишь на неё, и, кажется, мороз разгулялся, снежный, пушистый. Сама природа отбелённого льна, получившего название «северного шёлка», напоминает об удивительной северной чистоте снега. Недаром в языке существует образное выражение кружева - «застывшие краски северной зимы», а на ум приходят такие поэтические строки: «Нитка с ниткою сплетается, кажется, сама зима выплетает вологодские, как снежинки, кружева…» (Лариса Моисеенко).

Фрагмент кружевной скатерти «Снежинка»

Эта скатерть восхищала тысячи людей в самых разных городах мира - на представительных выставках в Генуе (Италия), Познани (Польша), Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Утрехте (Нидерланды), Монреале (Канада), Париже (Франция), Пловдиве (Болгария), Спокане (США), Осаке (Япония). 13 (!) точных копий знаменитой «Снежинки», выполненные в разные годы под заказ, хранятся сегодня в крупнейших музеях страны и мира.

В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь - плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.

Как, например, в вологодском кружеве . В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева - плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент - снежинка с белой опушкой.

В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент - «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.

Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.

Единственное в мире цветное коклюшечное - михайловское кружево . Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии , в старинном городке Михайлове. Главный цвет - красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.

Слабо беленый лен с золотой нитью - визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.

Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города - и вы услышите звон коклюшек», - писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.

Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки - накидки и косыночки - главный ассортимент белёвских кружевниц.

Старинное название захожского, или киришского, кружева - галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу - сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) - от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.

Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода . Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка - балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.

Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство - 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева - геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.

Купить вологодские кружева Вы сможете у нас в интернет магазине ArgNord, мы представляем самый широкий ассортимент кружевных изделий: скатерти и салфетки, стильную одежду, дополнительные аксессуары, и еще многое другое.

Производством кружева в Вологде занимается Вологодская кружевная фирма «Снежинка». Представленный ими ассортимент очень широк и насчитывается свыше 300 наименований: это скатерти и салфетки, разнообразные накидки, панно с различными видами, перчатки, жилеты, косынки и шарфы, покрывала, мерные кружева, занавески и многое другое.

Купить вологодские кружева в нашем интернет магазине не составит Вам не какого труда, для этого необходимо позвонить по указанным номерам или оформить свой заказ на сайте.

Вологодское кружево

Вологодское кружево известно по всему миру своим изяществом, красотой и изысканностью, сложностью плетения и оригинальностью изображенного рисунка. Вологодское кружево заставляет напоминать образовавшиеся на стекле в лютые морозы оригинальные узоры, которые исчезают при первых лучах весеннего солнышка. Или тоненькую паутинку, которая при не большом ветерке порвется. Вологодские кружева символизируют что-то необыкновенно чистое и сиюминутное.

Вологодские кружева описываются как мягко-изогнутые плавные линии рисунка, графически четкие, ритмичные, состоящие из разнообразных геометрических фигур, или форм растительного мотива с преобладаниями гибких веточек с петлеобразными листочками, вытянутыми или круглыми лепестковыми лапчатыми цветами.

Красивые узоры изображенные на изделиях вологодского кружева часто расположены по окружности довольно широкими каймами с заполненной или свободной орнаментом серединой, они распределены по периметру кружевного изделия, затем собираются в полоски различной длины, а также могут быть расположены по всему ажурному фону. Готовые композиции вологодского кружева часто изготовлены из зеркально симметричных мотивов, придающие вологодскому кружеву изысканность, строгость и оригинальность, а главное особую статику.

Вологодское кружево прославилось своим хорошим качеством, достаточно быстро стало популярным по всему миру и множество раз завоевывало высшие награды на различных.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!