Как соблюдается пост у мусульман. Почему во время рамадана пост соблюдают только днем. Краткая история, суть, традиции, намерение и значение праздника Рамадан у мусульман

В каждой религии есть различные посты. Они бывают длинными и короткими, особо почитаемыми и менее почитаемыми. У мусульман самым главным является пост Рамадан, который попадает на одноименный месяц. Он является обязательным для всех верующих. Мусульманский пост имеет некоторые отличия, например от христианского в современном виде, хотя духовная цель одинакова и там, и там.

Что такое Рамадан и как он возник

Мусульманский пост Рамадан - это одно из самых главных событий этой религии. Он является обязательным для соблюдения, а также одним из пяти столпов ислама. Хотя, по преданию, пророк Мухаммед к аскетизму относился неблагосклонно, но сам и установил этот пост. Он попадает на девятый месяц лунного календаря, а так как лунный год короче григорианского, то ежегодно происходит смещение начала поста на одиннадцать дней ранее предыдущего. Его название совпадает с названием месяца Рамадан, но в тюрских языках его чаще всего называют Ураза.

Именно в этот месяц пророку Мухаммеду было дано первое откровение от Господа, которое ему передал ангел Джебраил. Такие откровения впоследствии вошли в Коран. Первое откровение было получено ночью на двадцать седьмое число, и считается, что именно в этот день Аллах наиболее благосклонен к верующим. Когда начинается мусульманский пост, то в дневное время следует полностью отказаться от приема пищи. Также соблюдаются и другие аскезы, подробнее о которых будет рассказано ниже.

Следует заметить, что время начала поста и время выхода из него определяется той местностью, в которой находится постящийся. Если верующий начал свой пост в одном месте, но по определенным причинам ему пришлось уехать в другую и там он оканчивается на день или два раньше, то следует принять это. День выхода из Рамадана нужно встретить со всеми, а пропущенные дни перенести на другое время.

В чем заключается цель поста для мусульман

Суть мусульманского поста - это проявление своей силы воли над желаниями плоти ради торжества духа. В это время верующему необходимо сконцентрироваться на своем внутреннем мире, чтобы найти свои греховные наклонности и уничтожить их, а также раскаяться в тех грехах, которые совершены. Очень важна борьба с гордыней в это время, чтобы искренне смириться перед волей Творца.

Рамадан следует задуматься над своей жизнью, переосмыслить жизненные ценности, что является истинно важным, а что - поверхностным. Благодаря этому происходит укрепление веры, духовный рост верующего и, возможно, изменение жизненных приоритетов.

Действия, запрещенные и разрешенные во время Рамадана

Мусульманский пост в имеет ряд запрещенных действий, которые нарушают его течение, и разрешенных. Перечислим их ниже.

  • Нельзя преднамеренно принимать пищу и питье.
  • Запрещается курить.
  • Во время поста запрещен половой акт, если он приводит к семяизвержению.
  • Нельзя вводить лекарственные препараты ректально и вагинально (в этом случае пост лучше перенести).
  • Пост считается недействительным, если не было произнесено намерение. Это делается каждый день.
  • Нельзя проглатывать влагу, которая даже непроизвольно попадает в рот. Именно поэтому в период поста не рекомендуется заниматься плаванием и нужно с осторожностью принимать душ.
  • Вы можете чистить зубы, однако нужно следить, чтобы не проглотить воду или зубную пасту в процессе.
  • Проглатывание слюны не считается нарушением поста.
  • Разрешается во время Рамадана сдавать кровь или делать кровопускание.
  • Также можно вводить лекарственные препараты при помощи инъекций.

Прием пищи во время поста

В месяц мусульманского поста существует всего два приема пищи. Первый раз верующий принимает пищу до того, как взойдет солнце (это обязательное условие). Такой предрассветный завтрак называют сухур. Это обязательное действие, так как считается, что мусульманин в этом случае получит больше вознаграждения, так как совершит все действия, предписанные пророком Мухаммедом. Затем, после восхода солнца, верующий не должен ничего кушать.

Вечерний прием пищи называется ифтар. Его совершают после захода солнца и намаза и, конечно, учитывается местное время). Более поздний прием пищи не рекомендуется. Разговление происходит небольшим количеством фиников, а затем можно покушать полноценно, но очень скромно. Однако все блюда довольно сытные и их очень много, ведь в этот месяц принято угощать не только свою семью, но и других людей. В пост обязательно хоть раз нужно пригласить соседей, друзей, дальних родственников к себе в гости и накормить их.

Следует заметить, что в ночное время верующий обязан произнести намерение. Это фраза, которая говорит о желании совершить пост ради Аллаха. Она может быть в любом виде и ее нужно произносить сердцем. Если же фраза не была произнесена, то день поста считается недействительным. Произносят ее в ночное время между намазами.

Многих верующих из других религий удивляет такой способ поста, однако древние христиане тоже имели именно такой вид поста. Целый день они не вкушали пищу и усердно молились, лишь после вечерни могли употребить некоторое количество еды, чтобы поддержать силы в своем организме. Со временем в христианской традиции несколько изменился вид поста, в результате они только исключили из своего рациона некоторые виды пищи. Таким образом, тот вид поста, который сейчас сохранился в мусульманстве, имеет достаточно древние корни.

Выход из поста

Мусульманский пост заканчивается через тридцать дней в первый день месяца Шавваль. В честь этого устраивают настоящий праздник, который называют Ураза-байрам. В этот день верующие разговляются и совершают праздничную молитву. Также в этот (пост) следует выплатить милостыню. Это делают в мечети или тем, кто нуждается в помощи. Также следует посетить мечеть, а затем отпраздновать окончание поста в кругу родственников и близких друзей.

Кто может не совершать пост

Пост в месяц Рамадан в мусульманской традиции могут не соблюдать в следующих случаях:

  • Если человек болен и ему очень трудно или невозможно выдержать пост.
  • Беременные и кормящие женщины также не соблюдают Рамадан.
  • Дети, которые не достигли половой зрелости.
  • Старики, немощные и неизлечимые больные, однако они должны накормить бедняков или заплатить определенную сумму.
  • Также пост могут не соблюдать люди в дороге, однако они должны его восполнить после завершения пути. Однако, если они начали воздержание в пище, то прерывать не разрешается, даже если пришлось уехать. Для несоблюдения же поста путешествие должно быть дальним, не менее восьмидесяти трех километров от дома.
  • Рамадана могут не придерживаться немусульмане (для них он считается недействительным).
  • Душевнобольные люди, которые находятся в помутненном рассудке.

Следует заметить, что даже если верующие не соблюдают пост, не разрешается демонстративно кушать, пить и курить при других верующих.

Заключение

Итак, как видим, великий мусульманский пост очень важен для всех верующих. В это время человек становится ближе к Господу из-за отказа от всего лишнего, что обычно сопутствует его жизни. Помимо этого, в мусульманский пост происходит духовное единение с близкими людьми, так как все поддерживают друг друга в этом благочестивом деле, а также ведут многочисленные разговоры о духовном.

Пост предписан во всех религиях. Положение поста и некоторые из его уровней.

В борьбе с лишним весом большинство из нас испытало на себе ту или иную форму воздержания от еды. Изобилие диет на сегодняшний день позволяет выбрать ту, что по душе: без сахара, водные, фруктовые.… А вот полный отказ от еды от рассвета до заката в течении всего месяца может вызвать удивление и недоумение. Тем более, когда постятся целые народы: молодые и пожилые, бедные и богатые, взрослые и дети. В чем же еще, кроме укороченного рабочего дня, прелесть Рамадана ? Не слишком ли суров такой пост? Может быть, в Рамадан мусульмане едва прикасаются к работе, только постятся и спят в течение дня? А ночами не спят и пируют? В чем же суть этого месяца?

Пост предписан в каждой религии

В русском языке пост означает добровольное воздержание от какого-то определенного вида пищи, или пищи в целом, соблюдаемое верующими. Пост практикуется практически во всех религиях мира. Например, в индуизме. «Упавааса» – пост благочестивых индуистов по особым случаям, в знак почитания личных богов и покаяния. Такой традиции придерживаются большинство набожных индусов. В дни поста они либо ничего не едят, либо обходятся фруктами, простой легкой пищей… Иудеи постятся в Йом-Кипур (День Искупления, отмечаемый в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния ). В этот день запрещено есть, пить, мыться, носить кожаную одежду и обувь, вступать в половую близость. К тому же, запрет на работу, как в Шабат, распространяется и на Йом-Кипур. И Моисей (мир ему), согласно Торе, тоже соблюдал пост:

«И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Исход 34:28)

Католики постятся в Великий пост как символ сорокадневного поста Иисуса (мир ему). В четвертом столетии недельный пост предшествовал Пасхе или Страстной неделе. А уже в седьмом веке данный пост был продлен до сорока дней. Новый Завет упоминает о посте Иисуса (мир ему):

«…и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (от Матфея 4:2; от Луки 4:3)

Именно это имеет в виду Господь, когда говорит в Коране:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (Коран 2:283)

Одно из лучших праведных дел

Тогда как в большинстве религий пост соблюдается как очищение от грехов, в Исламе этот вид поклонения преследует иную цель – приближение к Богу. Признание Господа предшествует праведности, а потому, соблюдение поста имеет огромное значение в Исламе. Когда пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, спросили:

«Какое дело лучшее?» Он ответил: «Пост, ибо ничто не сравнится с ним» (Аль-Насаи)

Пост в Исламе имеет много уровней. Даже выполняя одно и то же, мусульмане постятся по-разному. Говоря иначе, соблюдают пост на разных уровнях. Ниже мы обсудим некоторые из основных уровней.

Разные стороны поста

Обрядовый уровень

Находящийся на этом уровне человек соблюдает все правила поста: воздерживается от еды, питья и половой близости в течение 29-30 дней ежегодно. Человек на этом уровне не различает духовной стороны поста. Это самый низкий уровень, который должен обязательно присутствовать, чтобы пост считался правильным с исламской точки зрения. Безусловно, существует на этом уровне и духовное преимущество – за следование предписанию Бога. Однако не стоит довольствоваться только этим. Ведь пост – гораздо больше, чем простое соблюдение традиций. И обрядовый уровень не может служить очищением души от грехов.

«Физический» уровень

На этом уровне человек еще и стремится получить физическую выгоду от поста, т.е. избавиться от лишнего веса, улучшить самочувствие. Естественно, что он не злоупотребляет едой. Муки голода и жажды заставляют человека задуматься о посте, каким он должен быть по Сунне. До рассвета пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, принимал лишь легкую пищу, а прерывал пост умеренным количеством еды. Он старательно избегал переедания. Как пришло в хадисе:

«Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть — для питья, а ещё треть — для лёгкости дыхания» (Ибн Маджа).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно разговлялся несколькими свежими или сушеными финиками и стаканом воды прямо перед началом молитвы. На данном уровне голод и жажда во время поста порождают чувство сострадания к голодающим и умирающим от жажды и голода в других уголках мира.

Лечебное свойство поста

На физическом уровне пост воздействует на нейротрансмиттер – химический передатчик импульсов между нервными клетками, и способствует выбросу эндорфина – «гормона счастья». Это походит на эффект от физических упражнений. Врачи также подтвердили благоприятное воздействие поста на здоровье. К примеру, во время поста тело человека расходует накопленный холестерин, что снижает риск инфаркта. Разница между обрядовым уровнем 1 и физическим уровнем 2 заключается в том, что постящийся 1 может съесть очень много на сухур (пища, принимаемая до восхода солнца для поддержания сил в течении дня) и ифтар (разговение), и не чувствовать голода и жажды весь месяц Рамадан . Но пост на уровне 2 тоже не может считаться полноценным. Без духовной стороны, пост может превратиться в простое истощение организма. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

«Человек может не получить от поста ничего, кроме голода и жажды» (Ибн Маджа).

Уровни поста: либидный, эмоциональный, психологический и духовный.

Либидный уровень

На этом уровне человек учится совладать с сексуальным инстинктом и возбуждением. Сегодня, когда СМИ использует сексуальные желания человека как возможность раскрутить и продать определенную продукцию, умение контролировать себя особо важно. Пост способствует не только физическому, но и психическому снижению возбуждения, поскольку постящийся вынужден сторониться всего, что может вызвать сексуальное желание. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

« Молодежь! Пусть те из вас, кто может жениться, непременно сделают это! Потому что это убережет взор от греха и поможет остаться благочестивым. Кто же не в состоянии сделать этого, пусть постится. Так как это поможет ему преобладать над своим искушением » (Сахих Аль-Бухари)

Способному сдерживать себя от разрешенной интимной близости во время поста не сложно будет удержатся от запрещенных сексуальных связей вне поста.

Эмоциональный уровень

Здесь человек учится держать взаперти отрицательные эмоции, томящиеся в голове и сердце. Как известно, одним из самых разрушительный чувств является гнев. Пост помогает справиться и с ним. Как говорится в хадисе:

«Когда кто-то из вас постится, пусть сторонится неподобающих дел и бесполезных разговоров. А если кто-то станет обижать его или спорить с ним, пусть скажет: «Я пощусь» (Сахих Аль-Бухари)

Так, на этом уровне постящийся должен воздерживаться от всяческих негативных эмоций: бессмысленных разговоров и жарких споров. Даже если постящийся убежден в своей правоте, оставив спор, он только выиграет. Во время поста легко укротить даже ревность и зависть, так как все выполняют одинаковое предписание и никто не может чем-либо выделиться.

Психологический уровень

Психологический уровень помогает справиться со скупостью и жадностью. Посланник Аллаха сообщил:

«Аллаху не нужны ни голод, ни жажда человека, который не удерживает себя от лжи даже во время поста» (Сахих Аль-Бухари)

В наш век, когда, казалось бы, все в мире призвано удовлетворять любые потребности и пожелания человека и, причем, немедленно, способность повременить с получением удовольствия или вознаграждения – поистине, великая вещь. Ведь здесь требуется проявление терпения. Пост – прекрасная возможность научится терпению.

По мнению психологов иногда полезно абстрагироваться от материальных благ мира сего. Естественно, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться жизнью полной достатка, просто мирское не должно становиться основным в нашем существовании. А пост как раз помогает избавиться от подобных пристрастий. Еда, например, – это удовольствие для многих. Для таких людей воздержание от нее если не подвиг, то очень большой плюс, а значит – чувство довольства собственной выдержкой.

Духовный уровень

Самый высокий и наиболее важный уровень. Уровень, где человек чувствует связь с Богом. Чтобы подняться на него, необходимо обновлять свое намерение перед каждым днем поста. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом:

«Если до наступления рассвета человек не вознамерился поститься, то его пост не зачтется» (Абу Дауд)

Мы обновляем намерение ежедневно, а значит, каждый день заново настраиваемся соблюдать пост. Так, соблюдение поста не ограничивается лишь внешним воздержанием от еды, а превращается в нечто духовное. Именно на этом уровне пост очищает души людей. Хадис:

«Кто постится в Рамадан искренне и стремится получить награду от Бога, тому будут прощены прежние грехи»

«Между одним и другим Рамаданом – искупление за грехи »

Искренний пост сближает с Господом. За него уготована особая награда. Посланник Аллаха сообщил о вратах в Раю под названием Райан, через которые пройдут постящиеся:

«В Рамадан врата Рая открыты» (Сахих Аль-Бухари)

Пост изначально бывает лишь между человеком и Богом, потому что никто не может знать наверняка, что он постится. Пророк Мухаммад передал слова Господа об этом:

«Каждый поступок сынов Адама для них самих, кроме поста. Пост лишь для Меня, и только Я вознагражу его за это» (Сахих Муслим)

Духовный уровень, соединившись с остальными, меняет человека изнутри: возрождает его духовность и преображает его сущность. Такова великая награда за искренность убеждений и ношения Бога у себя в сердце.

В первый день нового месяца, после появления новой луны, мусульмане отмечают Ид аль-Фитр. Ранним утром они совершают полное омовение, надевают лучшую одежду и спешат на общую молитву. Затем навещают родных и близких. Также в этот день принято подавать милостыню нуждающимся – Закят аль-Фитр (определенное количество самой распространенной в местности еды).

Мусульмане постятся не только в Рамадан . Шесть дней месяца Шауаль , каждый понедельник и четверг, девятое и десятое или десятое и одиннадцатое число месяца Мухаррам — это дни, в которые также желательно соблюдать пост. Пост в десятый день Мухаррама разделяют мусульмане (Ашура) и иудеи (Йом Кипур). Чтобы отличаться от Людей Писания, Господь повелел мусульманам поститься два дня подряд (а не только этот день).

Тогда как пост сам по себе считается одним из лучших способов поклонения в Исламе, непрерывное соблюдение поста возбраняется так же, как и монашество, обряд безбрачия или какая-либо другая форма полного отречения от мира. Соблюдение поста в дни двух праздников – Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения) – строго запрещено.

Что представляет собой Рамадан?

Каждый год для мусульманина наступает особенное время – Рамадан. Рамадан – это 9-й месяц исламского лунного календаря. Мусульмане соблюдают пост от рассвета до заката, который состоит в полном воздержании от еды, питья, интимной близости и дурных деяний. Такие акты поклонения, как дополнительные намазы, чтение Корана и благотворительность, особо поощряются в Рамадан.

Люди разных культур имеют разные традиции в Рамадан, будь то еда, которую они готовят, или проведение ифтаров. Исламские духовные ценности, такие как щедрость, сострадание, милосердие, являются основой всех этих традиций, таких как приглашение гостей, раздача еды и т.п.

Что делает Рамадан особенным?

В Рамадан был ниспослан Священный Коран.

В Рамадане заключена самая священная и значимая ночь в году - Ночь Предопределения или Лайлятуль-Кадр. В эту ночь были ниспосланы первые аяты Корана. Точная дата Ночи Предопределения неизвестна, но известно, что она приходится на нечетное число последних десяти дней Рамадана. Считается, что Ляйлятуль-Кадр – самая священная и значимая ночь в году.

Когда наступает Рамадан?

Каждый год Рамадан смещается на 11 дней вперед. Это связано с тем, что мусульманский календарь основан на фазах луны. Рамадан начинается с фазы новой луны. При определении времени наступления месяца Рамадан основой является визуальное наблюдение, однако когда это не представляется возможным, тогда разрешено использовать астрономические расчеты. В этом году начало Рамадана приходится на 27 мая.

Почему мусульмане постятся в Рамадан?

Пост является одним из пяти столпов ислама. В Коране сказано о предписании соблюдать пост каждому мусульманину. Главная причина по которой мусульмане соблюдают пост – это стремление к довольству Аллаха и желание исполнить Его веление. Кроме того, пост является не только воздержанием от пищи, но и всего дурного, проявлением смиренности, терпения, порабощения своего нафса.

Различаются ли ежедневные часы поста в зависимости от страны?

В мире около 1.6 миллиарда мусульман, но они держат пост разное количество часов во время Рамадана. Одни мусульмане постятся больше других, это зависит от места проживания и продолжительности дня. Например, самый короткий пост у мусульман Австралии - 9 часов, в то время как мусульмане Швеции и Исландии держат пост более 20 часов.

Какое поклонение совершается только в Рамадан?

Кроме обязательного поста, который может быть соблюден только в Рамадан, в этом месяце совершается особый намаз – таравих. Таравих-намаз является обязательной сунной Посланника (мир ему) и читается после иша-намаза до наступления утреннего в 8 или 20 ракаатов.

Одним из пяти столпов Ислама является пост в священный месяц Рамадан. Мусульмане всего мира стараются в эти благословенные дни больше совершать добрые дела, проявлять милосердие к окружающим, усугублять свою молитву.

С внешней же стороны мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (2, 183-187).

Между тем, сегодня мусульманам нередко приходится слышать насмешки в сторону их религии из-за формы поста, принятого в ней. «Что у вас за пост такой? Почему вы не едите днем, зато ночью предаетесь страстям? Что, Аллах ночью не видит? Разве это воздержание?».

Конечно же, никто не обязывает мусульман отвечать на подобные кощунственные выпады. В 109-й суре Корана в этой связи говорится: «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!». Понятно, что такого рода споры ни к чему хорошему не приведут. А вот разъяснить, по крайней мере, почему пост в Исламе соблюдается именно таким образом, я думаю, будет уместно.

Одними из ключевых слов в вышеприведенных аятах можно назвать следующие: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь». Исходя из этих слов, можно предположить, что пост мусульман ничем не должен отличаться от аналогичного поклонения христиан и иудеев.


И в действительности, если мы внимательно проанализируем как иудейские, так и христианские источники, то увидим, что изначально пост являлся полным воздержанием от пищи, питья (и некоторых других вещей) в светлое время суток до наступления темноты. Именно полное воздержание, а не исключение из своего рациона определенных видов пищи животного происхождения.

Вот как описывается пост в Иудаизме: «В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле, что напоминает ритуалы траура… Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные – в течение суток… Пост рассматривался как акт раскаяния, ритуальное выражение сожаления, подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Иногда целью этого ритуала была подготовка к общению с Богом… Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился 40 дней…» (Еврейская газета, июль 2006, №7(47) «Пост в иудаизме»).

Изначально у иудеев не существовало фиксированных дней поста, каждый сам назначал себе пост, либо его назначали старейшины для своего народа. Исключением был лишь пост в день, когда весь народ просил у Бога прощения за грехи и отпускал в пустыню козла (см. Книгу Левит, 16). Этот праздник называется Йом-Кипур. И уже после вавилонского плена появляются дни поста, установленные в память о трагических событиях в истории еврейского народа.

В Христианство посты перешли из религии Ветхого Завета. Большую часть жизни провел в посте пророк Яхья (у христиан Иоанн Креститель); Иисус, перед тем как выйти на общественное служение с пророческой миссией, также ушел в пустыню и «там сорок дней он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни…» (Евангелие от Луки: 4, 2).

В первое время формирования Христианства был известен лишь Великий Пост, уже позже появились Рождественский, Успенский и пост в честь апостолов Петра и Павла. Известны также и однодневные посты, связанные с определенными днями недели и важными событиями в истории Христианства.

Сами христиане заявляют, что Великий пост берет начало от того сорокадневного поста Иисуса в пустыне. Естественно, по человеческой немощи христианам не предписывается полное воздержание от еды и пищи в течение всех сорока дней поста, а лишь в первые два. В остальное же время христиане, следуя своему уставу о посте, должны воздерживаться от пищи и питья в дневное время. И лишь после наступления темноты им разрешается употребление пищи.

К сожалению, сегодня большинство христиан не знают своих же предписаний о посте. Изначально не было разграничений на постную и скоромную пищу: «В древние времена христиане, и даже монахи, вкушали любую пищу в любое время года… Словом же «пост» древние христиане называли период времени, когда они вообще ничего не ели и особо усердно молились. Если в древних уставах о посте говорится: «Постимся до вечера», - это означает «до захода солнца ничего не едим и усердно молимся» («Сретение». Православное приложение к газете «Карелия» N 22 (62) декабрь ´99, «Как поститься в рождественский пост»).

Действительно, если мы откроем книгу «Типикон», т.е. устав, то там, в разделе о постах ясно сказано, что христиане во время поста не едят и не пьют никакую пищу, до совершения вечерни. После этого они уже имеют право употреблять немного пищи, необходимой для поддержания сил в человеке.

Но именно после вечерни, т.е. службы, которая совершается вечером и заканчивается после того, как сядет солнце. В Великий пост вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных даров, которая так же совершается вечером.

Уже позже христиане перенесли совершение вечерни на утро, а совершение утрени на вечер. Исходя из этого, они по окончании вечерни, совершенной утром (около 10 часов утра), уже могут есть пищу.

Конечно, это внутреннее дело христиан - менять древнейшие установления о посте. Но факт остается фактом – издревле люди, верующие в Единого Бога и соблюдающие Его установления, понимали под постом полное воздержание от пищи и воды в светлое время суток.

Почему именно пост заканчивается вечером и наступает утром? На этот вопрос, скорее всего, никто не даст ответа, кроме Самого Аллаха. Такова Его воля.

Конечно же, во всех трех монотеистических религиях основным смыслом поста является не телесное воздержание, а совершенствование в молитве и добрых поступках. Еще пророк Исаия в Торе изрек такие слова от Всевышнего: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». (Ис. 58, 6-7).

Именно выполнение дел милосердия, повышенное внимание к духовной жизни отличает истинно постящегося человека от лицемерно выполняющего пищевые предписания, неважно, является ли он иудеем, мусульманином или христианином. И поэтому нынешний Рамадан для каждого из нас, верующих в Аллаха, должен послужить еще одной возможностью стать отзывчивее к проблемам ближних и показать всему миру, что Ислам действительно является той единственной религией истины, которая несет в мир не разрушение, а мир и покорность воле Всевышнего.

Патология исламофобии
Ответ Владислава Сохина
Юрию Максимову

За последний месяц мало кто не дал свою оценку тому факту, почему я, бывший православный священник, по собственному желанию попросил православную церковь более не считать меня ни священнослужителем, ни христианином и принял Ислам. Конечно, для России такой случай пока необычный, но он отнюдь не второй, как пытаются сегодня представить многие СМИ. Кроме Али Вячеслава Полосина и меня, Ислам приняли еще трое служителей Русской Православной Церкви, а также большое количество христиан.

Но для мусульман не важна статистика, мы не бывшие комсомольские функционеры, которые сегодня от имени Христианства пытаются устроить этакое «соцсоревнование»: кто в какую церковь больше неофитов приведет. Ислам – не какая-то церковь и не секта, а мировая истинная религия, и для Ислама важно не количество, а качество.

Суеверы, как и лицемеры, нам не нужны. Не мы оказываем Богу милость тем, что принимаем Ислам, а Бог оказывает милость тем, что принимает нас в Ислам.

Поэтому умме дороги те люди, которые сами ищут истину, сами обретают знания. Мы не уподобляемся тем христианским горе-миссионерам, которые веками насильно обращали и сейчас обращают людей в Христианство, суля им какие-то материальные блага, или поскорее крестят тысячи людей, которые не знают даже Символа веры, молитвы «Отче наш» и никогда не читали Нового Завета.

Поэтому и злоба к тем, кто добровольно и осознанно, опираясь на багаж знаний, выбирает Ислам, со стороны некоторых функционеров религиозных учреждений особая. Поэтому и не скупятся профессиональные сочинители пасквилей копаться в грязном белье, приводя немыслимые доводы о том, почему человек по доброй воле перестал себя ассоциировать с «религией большинства». Целые «исследования» на тему «исподнего» пишут.

Не удержался от искушения покопаться в грязном белье и преподаватель Московской Духовной академии Юрий Максимов. На типично миссионерском сайте, где призыв в пользу своей религии является каплей в море грязных оскорблений религий своих соотечественников-иноверцев, он разместил статью «Анатомия измены». В ней, по его словам, он «с Божьей помощью» дал «исчерпывающие ответы» и опровергнул «все претензии и вопросы христианству», опубликованные мной ранее. Как-то вспомнились слова евангельского Иисуса Христа (мир ему): «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 11).

Но на самом ли деле он ответил на все вопросы «бывшего священника», а вместе с ним и многих мусульман? Или еще больше погряз в присущей ему ненависти к Исламу, к Иудаизму и к другим религиям, чтобы услышать вожделенный звон монет, летящих в его ковчежец?

Максимов упрекнул меня в том, что я по семейным обстоятельствам получил часть духовного образования заочно. Но для того оно и создано и благословлено церковью. Получается, что Максимов, вместо того, чтобы быть «послушной и смиренной овцой» в «стаде Христовом», восстает против священноначалия, отвергает его установления. И гордыня Максимова этим отнюдь не ограничивается.

Одним из первых аргументов против меня он приводит мою молодость и быстрое продвижение по церковной лестнице. Максимов в своем отстаивании порочности раннего посвящения в сан священника, не заметив, шагнул слишком далеко – он даже забыл о том, что и нынешний патриарх Алексий II, вопреки правилам церковных соборов, стал священником в 21 год!

А если иметь в виду его обвинение в адрес Али Вячеслава Полосина, что тот нарушил церковные каноны, став в 1990 народным депутатом России, то, думаю, он последовал примерам покойного патриарха Пимена и нынешнего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, ставших народными депутатами СССР в 1989 году (Алексий II тогда был митрополитом, через год стал патриархом, после чего был депутатом еще полтора года).

Нерсесов Дмитрий 16.06.2016 в 14:33

Наступил священный для мусульман месяц Рамадан - месяц поста. Это и суровое испытание, и великий праздник. В чем духовный смысл Рамадана? Какие ограничения он накладывает на верующих? Кто может не соблюдать пост? И как определить время поста, который длится в дневное время, если вы живете за Полярным кругом? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda. R u рассказал Денис-хазрет Мустафин, заместитель управляющего делами Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона "Московский муфтият".

Пять условий соблюдения поста в Рамадан

- Что значит месяц Рамадан для мусульман?

Месяц Рамазан является месяцем поста. Отвечу по заветам Корана. Всевышний Аллах в Коране говорит: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписывался тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!" То есть пост, в первую очередь, является приказом Всевышнего Аллаха, его заветом. Это является обязательным поклонением в исламе.

Как мы знаем, ислам состоит из пяти столпов. Первый - свидетельство, что нет Бога, кроме одного Бога - Аллаха, и пророк Мухаммед его раб и посланник. Второй столп - пятикратный ежедневный намаз. Третий столп - это выплата закята. Четвертый обязательный столп ислама - это как раз пост. Пятый столп у нас - хадж.

- Хадж - это обязательное паломничество?

Для мусульман да. Паломничество в Мекку, в священную Каабу совершается один раз в жизни, в определенный период времени. А вот пост мусульманин обязан держать каждый год в месяц Рамазан.

Кроме обязательного поста у нас есть еще дополнительные посты, которые совершаются в течение года по желанию человека. Пост в аяте Корана обозначается словом саум, корень этого слова в переводе с арабского языка означает воздержание от еды и питья, а также воздержание от разговоров.

Воздержание по шариату - это воздержание от питья, еды, курения и половой близости, начиная с рассвета и до заката солнца. Вот это - шариатское значение. Есть также обязательные условия соблюдения поста. Первое: человек должен быть мусульманином. Второе: человек должен быть здоровым. Третье условие: человек должен быть разумным, отдавать отчет самому себе. И четвертый момент: человек должен знать, что пост для него обязателен. Вот при соблюдении этих четырех условий человеку надо держать пост.

Месяц Корана

- Больные, беременные не обязаны соблюдать пост?

Да. Есть категории людей, кому пост не обязателен. Это, в том числе больные люди, которым не позволяет здоровье. В эту категорию также относятся женщины, которые беременны или кормят грудью младенцев, потому что есть вероятность, что если они будут держать пост, это навредит и им, и детям. Еще одна категория людей, которые не держат пост, это пожилые, особенно слабые старые люди, которые не имеют сил держать пост.

- А, например, военнослужащие при исполнении служебного долга? Ведь достаточно сложно поститься, если ты сидишь за пультом или стоишь на часах, охраняешь что-то?

Сложности в посте нет. Для любого человека он не будет трудным, независимо от того, чем он занимается, если у человека есть четкое жесткое намерение соблюдать пост. Пророк Мухаммед так и говорит, что каждое деяние - по намерению. Если человек поставил себе цель что-то хорошее сделать, - например, продержать пост целый месяц Рамазан, - он это сделает без всяких затруднений. Всевышний Аллах даст ему силы, чтобы целый месяц держать пост.

- Рамадан связан с началом ниспослания священного Корана?

Да, все верно. Рамазан является месяцем Корана. В этот месяц начали ниспосылаться аяты Корана. Как мы знаем из истории ислама, пророк Мухаммед находился в пещере, в уединении, когда поклонялся, молился, тогда явился к нему архангел Джабраил и прочитал ему первые аяфты Корана. Начиная с этого момента в течение 23 лет пророк получал откровения от Джабраила.

Поэтому особым делом в месяц Рамазан является как раз прочитать полностью Коран, сделать хатм Корана. Добавлю, что в месяц Рамазан есть отдельный, дополнительный намаз - Таравих. В некоторых мечетях во время Таравих-намаза полностью прочитывают один джуз Корана. В течение месяца они таким образом прочитывают всю священную книгу.

Время мира и радости

- На время месяца Рамадан а должны быть прекращены все войны, споры и конфликты, так?

Да, Рамазан является таким радостным месяцем, это - большой праздник для мусульман. Весь этот месяц отводится только для поклонения Аллаху. Пост в священный месяц Рамадан в исламе является не просто поклонением Аллаху, но и тайной между Всевышним и Его созданием - человеком.

Если, к примеру, во время намаза мы видим, как человек поклоняется, совершает определенные земные поклоны, поясные поклоны и так далее, то именно в месяц , когда человек держит пост, снаружи посторонним наблюдателям этого никак не видно. Ни один человек не сможет этого определить, потому что это является тайной между Аллахом и человеком.

Во время поста человек пытается полностью отдаться поклонению Всевышнему. За время Рамазана совершается очень много дополнительных намазов, чтение Корана обязательно. Как можно больше времени нужно проводить в поклонении Аллаху. Поэтому никакого времени для войн или каких-то других конфликтов просто не может оставаться.

- Но в , например, продолжаются боевые действия и сейчас - именно в месяц Рамазан. Как к этому относиться?

Война является грехом уже с того момента, как это все началось. Там льется кровь невинных людей. Конечно, проливать кровь - это огромный грех. Просто неописуемо и невозможно, если это продолжается в месяц Рамазан. увеличивается во много раз.

Наказания от Аллаха за убийство не существует здесь, на нашей земле, в земной жизни. За него Всевышний накажет уже в последующей, потусторонней жизни. Как говорится в Коране, убивший одного человека подобен тому, кто убил все человечество. Поэтому такой грех всегда будет считаться страшным грехом. И нет ему прощения.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!